Интернет магазин музыкальных инструментов и оборудования Musik-Store
+7 (495) 212-11-06 / +7 (495) 506-38-14
м. Белорусская, г. Москва, 3я ул. Ямского Поля, д. 2
Корзина
Ваша корзина пуста.

Показать корзину

Производители


Последние статьи
Скрипки современных авторов по звучанию не уступают инструментам Страдивари

Известный специалист по скрипкам Штефан-Петер Грайнер из Германии в своей мастерской создаёт инструменты, практически не уступающие таковым знаменитых итальянских мастеров.... Читать далее...

Основные правила по выбору акустической гитары

Любви к гитаре все возрасты покорны. Именно так можно сказать про этот доступный инструмент, причем интерес к нему может проявится... Читать далее...

Гитара украшенная крокодиловой кожей и бриллиантами

Американская компания Rock Royalty, специализирующаяся на производстве эксклюзивных гитар ручной работы, выпустила версию легендарной Fender Telecaster, отделанную крокодиловой кожей, инкрустированную... Читать далее...

Оригинальный замок для гитары.

Идея замка для гитары пришла в голову Крису Гулету после того, как его гитару часто брали без спроса. До этого... Читать далее...

Раскладная гитара для компактной перевозки

При поездках с гитарой в первую очередь стоит вопрос сохранности инструмента, особенно в случае поездок общественным транспортом или выездов на... Читать далее...

Все статьи
Главная Виды саксофонов Загадка саксофона

Загадка саксофона

В истории музыкальных инструментов саксофон стоит особняком. Всё в нём удивительно и полно противоречий.

Прежде всего, саксофон относят к группе деревянных духовых, в то время как он не содержит ни кусочка дерева. Изготавливается инструмент из сплавов меди, никеля, серебра и латуни.Однако, металлическая природа не мешает саксофону наследовать существенные особенности своих деревянных предшественников.

От кларнета ему достались мундштук, трость и лигатуры (оба инструмента – язычковые тростевые).

Саксофон: трость, мундштук, лигатуры

  

Кларнет: мундштук, лигатуры, трость (в сборке)

От бас-кларнета – немного карикатурный внешний вид (причудливо изогнутый корпус наподобие любимой трубки Шерлока Холмса), а также устройство механики и клапанов.

 

myst_sax_3

Саксофон: внешний вид

 

  myst_sax_4

Внешний вид бас-кларнета

 

В исполнительской технике гобоя саксофону «понравилась» аппликатура, которую он с удовольствием перенял.

Но, пожалуй, самый интересный сюрприз, который этот озорной инструмент подарил музыкальному искусству – исключительный букет тембровых сочетаний. По большей части, его тембры мимикрируют под голосовые палитры совершенно других инструментов.

Средний регистр  звучит как ансамбль: кларнет, гобой и виолончель. Если исполнитель-саксофонист - мастер амбушюра и дыхания, он сможет создать в этой тесситуре нечто близкое к звучанию человеческого голоса.

При достаточном форте, особенно в низком регистре, начинает слышаться медь (валторна). Это и понятно: металл в звуке напоминает о том, что саксофон – «деревянный понарошку».

Пиано низкого регистра приближается к английскому рожку.

Высокий регистр создаёт иллюзию малого кларнета, отчасти угадывается намёк на корнет.Голос саксофона отлично сочетается со струнными инструментами, придавая их тембрам глубину и округлость.

К медным саксофон добавляет окраску, которая усиливает динамику и, в то же время, смягчает тембр.

Потребовалось немало исторического времени, чтобы от фонового, вторичного звучания в военном оркестре саксофон перешёл к роли самобытнейшего солирующего инструмента.

Но и здесь проявилась его парадоксальная природа. Несмотря на очевидное признание и использование саксофона великими композиторами от Берлиоза до Прокофьева, он всё ещё не считается инструментом симфонического оркестра.

Зато в джазе саксофон господствует безраздельно. Его технические возможности позволяют играть импровизации с высокой виртуозностью, а тембровое меню предоставляет огромный выбор красок.

Почему же саксофон так загадочно выделяется среди своих духовых собратьев?Ответ на этот вопрос надо искать в истории инструмента.

Создатель и создание

В начале 40-х годов 19 века, когда симфонический оркестр уже был сформирован в  классическом составе, его дальнейшее развитие происходило через некий «естественный отбор». Эпоха композиторов-романтиков, создавшая музыку избыточных чувств, требовала новых инструментальных средств и новых приёмов игры. В то же время, новое приживалось долго и трудно, встречая, как правило, уничижительную критику. 

Выдающийся бельгийский мастер-изобретатель Адольф Сакс посвятил всю жизнь совершенствованию аэрофонов. Обладая острейшим чутьём музыкальной реальности, он понимал исторический заказ романтизма на новые, экспрессивные источники выразительного звучания. Так, изучая возможности военно-духовых оркестров, Сакс пришёл к выводу об их огромном, но до той поры скрытом художественном потенциале. Кроме того, уникальный слух Сакса (он мыслил четвертитонами и третитонами) улавливал неравномерность переходов между тембрами деревянных и медных духовых. Нужно было создать инструмент-посредник, который сделает палитру аэрофонов уравновешенной.

Сакс выбрал путь обновления звучаний военного оркестра.Мало кто знает, что именно его пытливый ум и выдающийся изобретательский талант помогли создать современную модель бас-кларнета.

Знаменитая вагнеровская туба была придумана Вагнером лишь как идея. А реализовал эту идею, т.е. построил вагнеровскую тубу и обучал на ней играть всё тот же Адольф Сакс. Не случайно главный герой оперы Вагнера «Нюрнбергские майстерзингеры» носит имя мастера Ганса Сакса.

Изобретение саксофона увековечило имя его создателя.

Первыми откликнулись Берлиоз и Бизе. Они оценили сильнейший выразительный и технический потенциал саксофона и использовали его в своих сочинениях. Далее последовали Мейербер, Галеви, Делиб, Амбруаз Тома, Массне, Венсан д’Энди, Сен-Санс, Равель, Рахманинов, Глазунов, Прокофьев, Хачатурян и многие другие композиторы.

Складывалось двойственное отношение к саксофону. Прогрессивные музыканты видели в нём средство развития музыкального искусства и помогали Саксу совершенствовать этот интереснейший инструмент.Но были и завистники-недоброжелатели, которые обвиняли мастера в плагиатах и преследовали якобы за нарушение авторских прав, пытались в судебном порядке оспаривать его уникальные патенты.Постоянные тяжбы подорвали его здоровье. Он так и не дожил до признания саксофона инструментом симфонического оркестра.

Саксофон как эксперимент

Первый саксофон имел два не связанных между собой октавных клапана, ещё три – сбоку под левую руку, ещё один – под правую. Указательный палец левой руки был снабжён дополнительным клапаном, благодаря чему диапазон простирался вверх до f 3-й октавы. Пределом нижнего регистра было b малой октавы по написанию. Вторая и третья октавы, соответственно, были представлены клапанами b и с. Мизинцам обеих рук были доступны as в первой и dis – во второй октаве.

В 1880 году Сакс добавил a малой октавы в нижнем регистре для новой конструкции альтового саксофона. Всего их сегодня насчитывается семь: сопранино, сопрано, альт (в основном, он и известен слушателю), тенор, баритон (не приспособлен к пассажной технике), бас (звучит насыщенно и объёмно в среднем и нижнем регистрах), контрабас.

Современные саксофоны транспонируют in B и in Es.

 

myst_sax_5myst_sax_6

Сопранино                                Сопрано

myst_sax_7myst_sax_8

Альт                                              Тенор


myst_sax_9myst_sax_10

Баритон                                              Бас

myst_sax_11

Контрабас

 

Изобретение Адольфа Сакса осталось в музыкальной практике незавершённым. Фирмы-производители вместе с известными саксофонистами продолжают воплощать на практике эволюцию инструмента, наследуя эстафету мастера.

Так, компания «Леккомтэ» добавила двойной клапан октавы. «Конн» и сотрудничавший с нею знаменитый исполнитель-саксофонист Лефебр создали клапан es третьей октавы.Появились «клапаны для трелей», «верхнеаппликатурные клапаны» и много других усовершенствований.

Непризнание саксофона инструментом симфонического оркестра – не единственный пример реакционного консерватизма, стремящегося уничтожить любую новатрскую инициативу. Этот стиль злобного критиканства распространён среди тех, кого можно назвать псевдохранителями традиций.

К счастью, созидание развивается не по их убогим меркам, и музыка для саксофона сегодня имеет хождение по всему миру, как в джазе, так и в академической классике.

Адольф Сакс был гениальным мастером, в котором жила неуничтожимая сила творческого обновления.

Разгадка саксофона заключается в том, что этот инструмент несёт в своей природе дух его создателя.

 
Вниманию покупателей

В связи с нестабильным курсом валют, цена товара может отличаться от указанной на сайте

Grover Washington
Популярные товары
16 790.00 руб.
15 990.00 руб.
Вы экономите: 800.00 руб.

1 990.00 руб.

4 490.00 руб.

16 990.00 руб.
15 990.00 руб.
Вы экономите: 1 000.00 руб.

Rocksmith - гитарный симулятор
Баннер
Вход